GreyJohnson
7-05-2014, 04:58
Знаменитая «мюнхенская коллекция» полотен модернистов завещана институту культуры
Обладатель 1,3 тыс картин художников-модернистов перед смертью завещал ее институту по изучению вопросов культуры. Полотна смогут стать достоянием общественности. Тем не менее, не раскрылся секрет Янтарной комнаты, о которой мог знать коллекционер.
Скандально известный 81-летний немецкий коллекционер Корнелиус Гурлитт, скончавшийся в Мюнхене, завещал знаменитую коллекцию картин художников-модернистов иностранному институту по изучению вопросов культуры, сообщает немецкая газета Süddeutsche Zeitung. Соответствующее решение Гурлитт принял несколько месяцев назад, находясь уже на больничной койке. Его представитель Штефан Хольцингер дал подтверждение этой информации, отметив, что коллекционер связался с нотариусом и оформил все соответствующие документы. Каких-либо дополнительных сведений по этому поводу Хольцингер давать не стал, объяснив свое решение нежеланием содействовать спекуляциям по теме «находки века».Картинная коллекция Гурлитта стала сенсацией, как только общественность узнала о ее существовании. 1,3 тыс редких полотен представителей классического модернизма были обнаружены в квартире Гурлитта в 2012г, однако информация об этом стала доступна только в конце 2013г. Обнаружение картин произошло совершенно случайным образом: Гурлитт был заподозрен в уклонении от уплаты налогов, в связи с чем полиция в его квартире устроила обыск. Еще часть полотен была найдена во владениях коллекционера в Австрии и ряде других стран. В коллекцию входят картины таких художников как Пабло Пикассо, Марк Шагал, Пьер Огюст Ренуар, Анри Матисс, Эмиль Нольде. Специалисты оценили общую стоимость работ в €1 млрд.
История появления этой коллекции уходит корнями в период нацистской Германии. Гитлеровская власть считала модернизм «дегенеративным» направлением в искусстве, который «противоречил германской идее». Придя к власти в 1933г, нацисты начали изымать картины подобного жанра из музейных запасников. Некоторые частные музеи поспешили за бесценок распродать свои коллекции, понимая, что их все равно скоро конфискуют. Таким образом картины модернистов оказались в руках коллекционера Хильдебранда Гурлитта, а затем – у его сына Корнелиуса.
После того, как о наличии коллекции картин стало известно в обществе, потомки прежних их владельцев поспешили заявить права на возврат полотен. Впрочем, Гурлитт решительно отказался идти на это. Тем не менее, позднее он дал согласие на рассмотрение специальной комиссией вопроса о том, какие именно полотна были конфискованы нацистскими властями у прежних владельцев. В итоге, численность таких полотен составила около 500 экземпляров. Оставшиеся картины должны были остаться в собственности Гурлитта. В виду последнего решения владельца коллекции передать ее в руки общественности, Хольцингер назвал его «еще большим, чем вклад германского государства».
Между тем, шум вокруг Гурлитта подогревался и другой не менее скандальной темой о Янтарной комнате, спрятанной в середине прошлого века нацистами. Брат Гурлитта, Эккехарт, сообщил, что о ее местонахождении было известно их отцу Хильдебранду, который и сообщил об этом Корнелиусу. Однако сам Корнелиус боялся об этом кому-либо говорить. Теперь, после смерти обладателя коллекции, эта тайна снова осталась нераскрытой.